Традиционный переключающий кислородный датчик все еще распространен, однако большинство автомобилей последних моделей переходят на использование широкополосных датчиков соотношения воздух / топливо для управления подачей топлива. Эта новая технология датчиков обеспечивает более быструю и эффективную регулировку состава смеси при движении автомобиля и обеспечивает более низкий уровень выбросов.
Традиционный циркониевый датчик кислорода отправляет сигнал в электронный блок управления (ECU), который показывает какая смесь формируется в двигателе – богатая или бедная. Богатая - это смесь в которой слишком много топлива для идеального сгорания, бедная – недостаточно топлива. Затем ECU регулирует подачу топлива для идеального соотношения воздух-топливо - такая смесь называется стехиометрической. Переключающие кислородные датчики разделены на две категории: с подогревом и без подогрева. Кислородный датчик с подогревом требует меньше времени, чтобы выйти на рабочий режим, поскольку для нагрева его сенсорного элемента не требуется горячих выхлопных газов. По этой причине такие датчики могут быть расположены намного дальше от двигателя.
Датчики с подогревом на большинстве автомобилей с 1996 по 2005 год устанавливаются в двух местах - до и после каталитического нейтрализатора. В автомобилях последних моделей по-прежнему используют кислородный датчик с подогревом для оценки эффективности катализатора. Устанавливают его только после каталитического нейтрализатора. Для анализа выхлопных газов перед нейтрализатором в современных автомобилях устанавливают подогреваемые широкополосные датчики соотношения воздух / топливо.
Широкополосные датчики считывают фактическое соотношение воздух / топливо в двигателе, а не просто переключают состояние «богатая смесь / бедная смесь» (как с кислородным датчиком из диоксида циркония). Благодаря этой способности ECU может считывать и регулировать соотношение воздух / топливо, оптимальное для условий движения автомобиля с оптимальной экономией топлива.
Из-за технологической сложности широкополосных датчиков стоимость их замены более высокая. Однако снижение вредных выбросов и более высокая топливная экономичность дают преимущество для транспортных средств с этой технологией, что в конечном итоге приводит к большей общей экономии затрат.